Просмотров: 572

Как супермамы вредят своим детям

«Вот будет у меня дочка, я обязательно отдам её на и английский, и на гимнастику, и на рисование, и на музыку, и в бассейн», — всякий раз говорила моя подруга вслед проходящей мимо маме с маленькой девочкой. Иногда в этот список добавлялись ещё французский с большим теннисом. «Что, сразу на всё это?» — каждый раз удивлялась я. «Ну конечно! — уверенно отвечала она. — Я хочу дать своему ребёнку всё, что только возможно в плане образования, потом мне спасибо скажет».

Моя робость в полемике с подругой постепенно сменилась уверенностью в том, что загружать дошкольника многочисленными занятиями нельзя. Это произошло на психфаке МГУ по мере усвоения курсов по возрастной психологии, детской психофизиологии, спецкурсов по детской нейропсихологии и детской психотерапии. Психфак помог понять и другой важный момент: за желанием родителей «дать своему ребёнку всё, что только возможно в плане образования», нередко скрывается тщеславие и потребность выглядеть в глазах других супермамой, воспитывающей суперребёнка.

Когда у меня самой появились дети, я стала встречать супермам, задумавших вырастить супердетей, постоянно. Они водили своих дочек и сыновей по всяким занятиям с трёх, а иногда и с полутора лет. Причём если у обычной развивающей мамы ребёнок дополнительно к садику посещал одно-два занятия, то в наборе супермам их было не менее четырёх-пяти.

На меня недоумевающую, зачем трёхлетке занятия по развитию мышления, на которых учат различать цвета и животных, такие мамы смотрели свысока. Как на недоразвитую. А узнав, что мой пятилетний сын ещё не ходит на английский, они восклицали: «Как так? Упустишь момент! Куда в современном мире без английского?».

Я же с ужасом смотрела как они тащат своих детей в любую погоду в душное помещение, чтобы заучивать простейшие слова и петь песенки, не слишком понимая что к чему

Зато лица этих мам выражали гордость. Ещё бы! Ведь они с честью выполняли свой материнский долг. И мне даже слышался звон медалей, которые они мысленно вешали себе на грудь за свой материнский подвиг. В дождь, в мороз, в разгар эпидемии гриппа. Ведь в пять лет для ребёнка нет ничего важнее английского!

Сейчас моему сыну 18, и он свободно общается на немецком, французском и английском. Немецкий он учил со второго класса, французский с шестого, а английский осваивал абсолютно самостоятельно и утверждает, что после первых двух языков это вообще не составило никакого труда.

Я знаю семью, где мальчика в пять лет отдали на шахматы. Он плакал и не хотел туда ходить — ему было там скучно. Но несмотря на слезы, дважды в неделю его водил на шахматы прадедушка, профессор физики и заядлый шахматист. На мой вопрос, почему бы ему самому не поучить этой игре внука, он, слегка смешавшись, ответил, что с удовольствием бы и сам поучил, но невестка просила водить «на нормальные уроки». Как жаль, думала я, каким счастьем могли бы стать для внука и деда совместные занятия. И неужели в шахматном клубе пятилетнего ребёнка научат лучше, чем любимый дед?

Примеров занятий, которые между своими ежедневными делами могли бы проводить сами родители, очень много. Но меня пугает не столько бессмысленность процесса, сколько очевидный вред, который наносится ребёнку, если занятий становится слишком много. Почему родители (чаще мамы) перегружают дошкольников? Я считаю, что это такой «комплекс супермамы».

Для супермамы крайне важна внешняя сторона медали

Поэтому, выбирая для ребёнка секции и занятия, она руководствуется принципами: «что люди подумают», «быть не хуже других», «быть лучше всех», «иметь суперребёнка, чтобы все ей завидовали». И если у супермамы есть материальная возможность «дать ребёнку всё», она начинает буквально пичкать его этим всем. Супермама искренне уверена, что это во благо. Потому что за внешней стороной медали она забывает задуматься над внутренней: как сам ребёнок «переварит» то, чем его пичкают?

Глаголы «переварить» и «пичкать» я употребляю сознательно: тут всё как с едой. Пичкают из благих побуждений, хотя негативные последствия очевидны. Расстаться с мечтой быть супермамой суперребёнка — непросто. Мне искренне понятно желание родителей дать ребёнку самое лучшее и иметь возможность гордиться им. И собой. Но важно понимать, что скрывает оборотная сторона медали.

Недостаток времени на игру

Согласно классикам возрастной психологии, ведущая деятельность дошкольников — игровая. И если ребёнку не дать «доиграть», то велика вероятность возникновения проблем в будущем. Предметные и сюжетно-ролевые игры удовлетворяют основные потребности ребёнка, в игре зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Именно игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребёнка. «Недоигравшие» дети испытывают проблемы эмоционального плана, сложности в социализации. Кроме этого, во взрослом возрасте им часто присущ своеобразный инфантилизм и несамостоятельность. Стадия игры — непременное условие правильного развития.

Невозможность поскучать

Вы думаете, что бездельничать и скучать вредно? Но в младшем возрасте свободное, ничем не занятое время — это важная составляющая развития. Как это ни парадоксально, но скука стимулирует в ребёнке жажду что-то творить, делать самому, а также развивает самостоятельное мышление. Самому взять, самому попробовать, самому решиться на что-то, самому реализовать идею. И пусть эта идея заключается в оклеивании пластилином деревянной игрушки. Важно, что он сам её придумал и сам реализовал, сам получил опыт и новые знания. Если же он целый день только и делает, что подчиняется вашим чётким инструкциям и продуманному до мелочей расписанию дня, то этот важный опыт он не получит. А как следствие — с самостоятельным мышлением, инициативой и самостоятельностью в целом будут проблемы.

Недостаток авторитета родителей

Авторитет для малыша — это не тот человек, который постоянно торопит, одёргивает и, хватая за руку, куда-то тащит. Авторитет — этот тот, кто много знает и делится знаниями. Общайтесь и занимайтесь вместе. Научить своего ребёнка различать цвета, формы, виды животных может любая мама. Причём не обязательно дома. Очень многое можно освоить и на прогулке, и по дороге, и в разных интересных местах, куда загруженных занятиями детьми не водят. И даже рисовать!

Те «каля-маля», которые дошкольники рисуют в изостудиях, вы тоже можете рисовать вместе

Или вы думаете, что в изостудии пятилетнему малышу смогут раскрыть сокровенные знания по цветопередаче, тени, перспективе? Задумайтесь, кем вас будет воспринимать ребёнок, если ваша роль будет сводиться к одеваниям-раздеваниям и перемещениям между занятиями.

Отсутствие близкого общения с семьёй

Отправляя маленьких детей на разнообразные занятия, вы лишаете их общения не только с собой, но и с другими членами семьи. Ощущение близости семьи очень важно в дошкольном возрасте. Когда с ребёнком четырёх-семи лет постоянно занимаются посторонние люди, утрачивается важная роль родителей как наставников.

Формирование комплексов

Если ваша дочка или сын одновременно посещает изостудию, занимается гимнастикой, музыкой и английским, то вряд ли всё это будет получаться одинаково успешно. Особенно со временем, когда занятия будут усложняться. Вероятнее всего, ребёнок будет преуспевать на одном-двух занятиях, тех, к чему есть склонность, способности. И тогда ему придётся переживать разочарование от неуспешности на других. Выводы делайте сами. А если он ко всему прочему будет бояться не оправдать ваших супермамских ожиданий, то ситуация может закончиться как минимум неврозом.

Вред здоровью

Никакие даже самые лучшие витаминные комплексы не спасут малыша от передозировки занятиями. Да, дошкольники чрезвычайно восприимчивы к новым знаниям и навыкам. Они действительно всё схватывают словно на лету. И кажется, что «переварить» новую информацию им не составляет никакого труда. Но организм ребёнка, которого целыми днями таскают по занятиям, на самом деле быстро истощается. Недаром врачи говорят о важности соблюдения режима труда и отдыха. Да, есть очень выносливые детишки. Но чаще всего именно болезни «спасают» детей от не знающих меры родителей.

Список нежелательных последствий можно продолжить, но главный вопрос тех, кому проблема «супермамы» «суперребёнка» близка, — как же быть? Как разносторонне развивать ребёнка, не перегружая его? Как выявить его таланты если не на занятиях?

1. Справьтесь с комплексом супермамы

Для этого постарайтесь как можно более честно ответить на вопрос: зачем вам на самом деле нужно, чтобы ребёнок занимался всем сразу? Что вы испытаете, если уменьшите нагрузку на него? Почему? Что вам мешает это сделать?

2. Составьте список занятий, куда вы бы хотели водить ребёнка

Напротив каждого из занятий напишите цель. Например, вы отдаёте ребёнка на занятия гимнастикой. Какая ваша идеальная цель? Гибкость, осанка и тому подобное. Или же вы хотите, чтобы ребёнок пошёл в большой спорт? И если вы не исключаете «большой спорт», готовы ли вы к серьёзному продолжению, которое потребует неимоверных усилий от вас самих? Не будет ли ребёнок травмирован тем, что пришлось прекратить любимые занятия из-за того, что «родители не тянут»?

Дочку моей знакомой считали очень перспективной в фигурном катании. Но ей пришлось его бросить. Потому что водить девочку к шести утра на подкатки в какой-то момент стало некому. Да и по финансам семье было непросто потянуть дополнительные занятия и костюмы для выступлений. Сама же девочка занималась с невероятным воодушевлением, поэтому расставание с фигурным катанием переживала очень остро.

3. Максимально задействуйте членов семьи

Подумайте, чему могут научить ребёнка папа, бабушки, дедушки, тёти? Я знаю семью, в которой тётя устраивала по воскресеньям для своей племянницы маленькую театральную студию. Это был и кукольный театр, и сценки, и разучивание песенок. К племяннице вскоре присоединилась подружка. И раз в два месяца дома ставились спектакли — не хуже тех, что делают в студиях для дошколят. Быть может, один из дедушек с удовольствием согласится учить вашего ребёнка занимательной математике, бабушка — рукоделию, а племянница — танцам?

4. Пробуйте и чередуйте занятия

Вовсе не обязательно осваивать всё сразу. Возьмите несколько пробных уроков. Пусть и преподаватель, и сам ребёнок знают, что занятия пробные, а не «навсегда». Посмотрите, нравится ли ребёнку, есть ли у него склонность к этому по мнению педагога. Поинтересуйтесь мнением ребёнка, хочет ли он продолжать. Что ему нравится больше (например, уроки музыки, танцев, гимнастики или рисования — какие два урока ребёнок выберет?). Если понравилось всё, то спросите, чем бы хотелось заниматься в первую очередь. И пообещайте остальные занятия в следующем году.

5. Не бойтесь бросать

Особенно если об этом просит ребёнок. И не удивляйтесь, если через пару лет он захочет вернуться к этим занятиям. Мой сын, например, не хотел больше ходить на плавание. А через пару лет снова туда пошёл (попробовав за это время другие виды спорта), но вскоре опять бросил, окончательно понял, что плавать ему скучно. Я сама обожаю плавать и могу это делать часами, поэтому удивлялась, как это может не нравиться? Но ему было скучно, он другой человек, а значит, может иметь своё собственное мнение, которое надо уважать. Дочка плакала, потому что не хотела больше заниматься танцами, и занятия мы отменили. Я была расстроена. Сама в детстве мечтала о танцах, но родители отдали на музыку. Теперь, в свои 12 лет, дочка хочет учиться танцевать и попросила о занятиях. Сейчас это её собственное желание, и я не буду испытывать вину за то, что при помощи дочки реализую то, чего хотела, но не получила в своём детстве.

Источник