Внимание на внимании: как научиться останавливать блуждание мыслей

На уровень внимательности человека влияет множество факторов: генетика, окружающая среда, опыт прошлого и, конечно, собственная воля. Новое исследование в Принстонском университете показало кое-что еще: студенты, которые постоянно проверяли уровень своего внимания, лучше фокусировались на задачах.

Блуждание мыслей — это способ мозга дать разуму отдохнуть, и иногда оно полезно. Например, помогает наткнуться на новую творческую идею. Но рассредоточенность может привести к потере производительности и даже к несчастным случаям, особенно если она случается с человеком постоянно. Авторы исследования полагали, что невнимательность возникает потому, что мы просто не уделяем достаточного внимания нашему вниманию.

«Мы предположили, что невнимательность как в задачах, которые предлагались студентам в процессе исследования, так и в жизни — происходят из-за того, что люди не могут адекватно проследить, насколько хорошо они сосредотачиваются», — пишут авторы. «Провалы возникают постепенно и могут быть обнаружены слишком поздно, после того, как цепь событий, порождающих поведенческие ошибки, была запущена. Соответственно, один из способов научиться концентрировать внимание — это обеспечить более чувствительную обратную связь, чтобы участники могли научиться заранее распознавать будущие ошибки и предотвратить их проявление в поведении».

В ходе исследования ученые наблюдали за деятельностью мозга нескольких участников, которые выполняли одну и ту же задачу, требующую внимания. Участники лежали внутри машины с магнитно-резонансной томографией (МРТ). В процессе им показывали фотографии с изображением человеческих лиц, наложенных на разные декорации. Их просили нажимать кнопку, когда они видели либо женское, либо мужское лицо, а также когда они видели либо домашнюю обстановку, либо декорации улицы. Каждый раз, когда исследователи замечали мозговую активность студентов, которая показывала снижение внимания, они ставили для участников более сложную задачу, заставляя их еще больше сосредоточиться, если студенты ошибались. Это фактически привело к повышению производительности, так как студенты научились контролировать свое внимание, чтобы убедиться, что они его поддерживают его на должном уровне.

Другими словами, обратная связь от нашего собственного мозга в реальном времени может помочь значительно сократить провалы во внимании и сосредоточиться. «Если вы захотите сосредоточиться на лице и отвлечься, мы обнаружим это в вашем мозге до того, как это вызовет ошибку в задании», — сказал автор исследования Тьюрк-Браун. «Мы предупреждали заранее давали участникам понять, что с их вниманием что-то не так. Когда мы ставили задачи сложнее, им приходилось сосредотачиваться. Если мы видели, что они снова начинали концентрироваться на правильных вещах, мы облегчали задачу. Предоставляя им доступ к их собственным состояниям мозга, мы давали им информацию, которой у них бы не было, если бы они не совершили ошибку».

Это доказало, что наш мозг обладают пластичностью — способностью фокусироваться при проверке. После периода обучения участники, уже умели различать два состояния: внимательность и сосредоточенность, что помогало им оставаться в зоне фокусировки внимания.

«Мы многое узнали о поведении и мозге. Я думаю, что некоторые из самых интересных применений на самом деле могут быть в повседневных делах, когда мы не можем сосредоточиться на том, что пытаемся делать». Эти исследования еще продолжаются. Но авторы надеются, что дальнейшие эксперименты могут в будущем помочь в лечении расстройств внимания, например при синдроме дефицита внимания.

Мы абсолютно точно не роботы. И время от времени, это нормально — отпустить разум, и обнаружить себя рассматривающим небо, глядя в окно. Иногда невнимательность может быть полезной для нашего мозга, давая ему немного воздуха, чтобы дышать.

Источник: DeBettencourt M, Cohen J, Lee R, Norman K, Turk-Browne N. Замкнутая тренировка внимания с визуализацией мозга в реальном времени. Неврология природы. 2015 год.